Михаил Титов В 1980-е годы на периферии советской анимации, на студии "КиевНаучФильм" происходили интересные вещи: Давид Черкасский создавал свои суперхиты "Доктор Айболит" и "Остров сокровищ", а его коллега Михаил Титов своими яркими и жуткими работами взрывал мозг любителям безобидных мультиков. Анимация перестроечной эпохи - интереснейший и уникальный пласт: неслучайно большинство наименований в списках типа "самые безумные советские мультфильмы" - из той эпохи. Анимация Михаила Титова отлично вписывается в шизофреническую перестроечную эстетику, подпитывая ее мистическими и паранормальными сюжетами. Можно сказать, Михаил Титов - это Стивен Кинг или Лавкрафт советской анимации. В своем мульт-пространстве он изображал различные загадочные существа: демонов, монстров, пришельцев, ожившие предметы... Получается такая позднесоветская "корпорация монстров", а по сути это отражение человеческих "внутренних демонов", разбуженных предчувствием грядущей социально-политической катастрофы. Михаил Моисеевич Титов - фигура не менее загадочная, чем созданные им персонажи. По крайней мере, за пределами анимационного сообщества про него почти ничего не известно. На киевской студии прошел путь от простого художника-аниматора до режиссера мультипликации. Работал аниматором в известной серии мультфильмов про казаков. Режиссерская карьера получилась недолгой - с 1983 года и до развала Союза. Затем его следы в информационном пространстве теряются. За эти годы он успел сделать, по общедоступным данным, шесть работ. Рассмотрим каждую в хронологическом. 1984 - Встреча Режиссерским дебютом стал фантастический мультфильм "Встреча". Где-то в российской глуши приземляется летающая тарелка. Пришельцы выходят на контакт с местными жителями. Фильм начинается как фантастическая комедия в духе известной французской киноленты "Жандарм и инопланетяне" с Луи де Фюнесом. Комические ситуации возникают из-за того, что пришелец пытается быть похожим на землянина. Однако к финалу происходят неожиданные сюжетные повороты, и настроение из легкого превращается в тревожное. Под конец у зрителя назревают параноидальные мотивы: а вдруг окружающие нас люди - это... не совсем люди? 1986 - Сражение Этот мультфильм самый известный у Титова по той простой причине, что это экранизация произведения Стивена Кинга. Тысячи русскоязычных поклонников "короля ужасов" наверняка изучили список кинговских экранизаций (например, на Кинопоиске) и нашли этот замечательный мультик. По сюжету, киллер убивает владельца фабрики игрушек, после чего игрушечные фигурки начинают мстить главному герою за убийство своего создателя. В "Сражении" утверждается главная особенность стиля Титова - стремление к масштабному кинематографическому изображению. Рассказ Стивена Кинга, чьи книги так любят экранизировать кинорежиссеры - подходящий материал для подобных анимационных экспериментов. Мультфильмы Титова стремятся быть похожими на фильмы, снятые на кинопленку: у Титова мы видим трехмерное пространство, в котором анимируются все объекты (тотальная анимация); имитацию головокружительных полетов кинокамеры; реалистичных персонажей, напоминающих живых актеров. Возможно, здесь было влияние Анатолия Петрова, который за несколько лет до "Сражения" создавал мультфильмы по законам игрового кино. Хотя в мультфильмах Титова все-таки больше "мультяшности". В любом случае, это захватывающее зрелище, которое кажется авангардным на фоне классической советской анимации. 1988 - Страшная месть Кинематографическая реалистичность изображения усиливает жуткие ощущения во время просмотра "Страшной мести". Михаил Титов после Стивена Кинга вновь обращается к литературному ужастику - на этот раз к повести Николая Гоголя по украинскому мистическому фольклору. У Титова сюжет отходит на второй план, у зрителя просто нет возможности следить за историей - наше сознание с первых кадров и до финала интенсивно атакуют демоны и всякая нечисть. Что мы видим на экране - это калейдоскоп паранормальных сущностей, изображенных чересчур реалистично с точки зрения законов традиционной анимации. Конечно, этот короткометражный мультфильм вас по-настоящему не испугает. Но дверь в потусторонний мир чуть-чуть приоткроет. 1989 - Ерик Восстание демонических сущностей продолжается. Теперь Михаил Титов обращается к короткому рассказу Платонова "Ерик" с мистическими и апокалиптическими мотивами. Сюжета изначально было мало (некий "враг рода человеческого" приходит к мужику и учит его лепить людей из глины), в мультфильме же его остается самый минимум. Мы видим нечисть, смерть с косой, вокруг которой устраиваются хороводы. Михаил Титов отказался от реализма предыдущих работ и выбрал минималистичный стиль, которому присущи ирония и карикатурность - такой подход, пожалуй, ближе к духу платоновской литературы. Фильм великолепно передает настроение во время "праздника смерти", когда бояться уже поздно - остается лишь вдоволь повеселиться перед уничтожением мира. Мультфильм приобретает дополнительный смысл в перестроечном контексте: "Ерик" - своеобразное зеркало, показывающее зрителю его собственных демонов, олицетворяющих страх перед ломкой привычного образа жизни и становлением нового мира, в котором будут преобладать совсем другие ценности. Смерть - это символ не только умирания, но и болезненного обновления: разрушения старого и создания "на костях" чего-то нового. 1991 - Крокодил Следующее литературное произведение, к которому обращается Михаил Титов - это рассказ Достоевского "Крокодил". Несмотря на то, что в сюжете есть элементы хоррора (крокодил глотает человека), произведение представляет собой политическую сатиру. Титов опять же упрощает сюжет и особое внимание уделяет настроению. В мультфильме политические намеки уже не считываются, но сохраняется ироничный дух оригинала. Если вынести за скобки оригинальный сюжет и звуковое сопровождение, то в кадре происходят в общем-то жуткие вещи: крокодил-людоед, человек без головы, годзиллообразный монстр, шагающий по городу... Однако "Крокодил" - не ужастик, он больше похож на поток шизофренического бреда. Причудливым становится стиль Титова - в нем есть черты кинематографического реализма (в изображении персонажей использованы фотоснимки реальных людей), ощущение тотальности и трехмерности, но всё это происходит как будто во сне. Одним словом, сюрреализм. "Крокодил" Титова - это тотальное искажение и слияние всего. Крокодил сожрал не только чиновника Ивана Матвеича, крокодил сожрал всё. Три перестроечных мультфильма Михаила Титова - "Страшная месть", "Ерик" и "Крокодил" - хочется объединить в паранормальную трилогию, изображающих три этапа переживаний души во время перехода в потусторонний мир: животный страх перед смертью ("Страшная месть"); смирение, когда боятся уже нет смысла ("Ерик"); процесс умирания - стирание памяти, разрушение сознание перед непосредственным переходом в другую форму жизни ("Крокодил"). Конечно, это только моя гипотеза. Насколько она соответствует реальному замыслу - узнать нет возможности. 1992 - Мы-мужчины Последней работой украинского аниматора стал эпизод в юмористическом сборнике для взрослых "Мы - мужчины" (1991). Михаил Титов вновь создал монструозное зрелище, в котором части тела разыгрывают трагедию Шекспира "Отелло". Выглядит это комично, хотя "персонажи" достаточно жутковатые. Михаил Титов за несколько лет успел создать ряд ярких работ, о которых сейчас мало кто помнит. Интерес к этому аниматору в медиапространстве почти отсутствует. С одной стороны, грустно из-за того, что "скрытые шедевры" становятся со временем всё более скрытыми. С другой стороны, мультфильмы имеются в общем доступе, и в любой момент любитель или исследователь отечественной анимации может открыть для себя новое имя. Это касается не только Михаила Титова, но и десятков других почти забытых режиссеров-мультипликаторов.